Какую франшизу лучше купить для бизнеса в России?

Какую франшизу лучше купить для бизнеса в России?

С момента открытия первого кафе по франшизе Baskin Robbins в 1992 году в гостинице «Россия», франчайзинг как сфера развития бизнеса стабильно развивается в России уже более 30 лет. Сегодня перед начинающим предпринимателем, желающим открыть свой стартап, возникает вопрос о том, работать ли с франшизой или нет. При принятии решения в пользу франшизы встает следующий вопрос: как выбрать наилучшую франшизу?

Франчайзинг: прошлое, настоящее, будущее

В прошлом слово «franchise» означало предоставление определенных преференций для осуществления бизнеса, таких как проведение ярмарок, виноделие, охота и другие виды деятельности. В Средневековье права на ведение таких дел принадлежали французским королям, которые предоставляли лицензии соответствующим просителям. Современный франчайзинг возник как предоставление пивоварами Германии лицензий на продажу пива и использование названия пивоварни в названии таверн (середина XIX века).

Вторая мировая война и рост экономики послевоенных лет в США и Европе стали началом новой истории франчайзинга. Автором франшизы McDonald's стал Рэй Крок, создатель не столько сети фастфуда, сколько концепции продажи «формата бизнеса». Франшиза McDonald's является одной из самых популярных и дорогих в сфере фастфуда и до сих пор остается актуальной. Впоследствии идея была распространена на все отрасли бизнеса.

В 60-70-х годах франчайзинг столкнулся с болезнью роста: хаотичные продажи франшиз привели к нескольким скандалам и банкротствам неудачных франчайзи. Франчайзинг был частично дискредитирован, но создание международных и национальных ассоциаций франчайзинга компенсировало этот негативный эффект. На сегодняшний день франчайзинг является зрелой и распространенной бизнес-технологией, которая регламентируется международными и национальными ассоциациями франчайзинга.

Структура франчайзинга

Франчайзинг – это передача лицензии на использование имени компании и технологий бизнеса за вознаграждение. Франчайзер является правообладателем, а франчайзи – правоприобретателем.

Заключение договора франчайзинга необходимо проводить в письменном виде и его регистрация в Роспатенте является обязательной. В противном случае соглашение считается недействительным (статья 1028 ГК РФ, пункт 5.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 299 от 16 июня 2004 года).

Виды франчайзинга по характеру деятельности

1. Товарный (торговый) франчайзинг – это передача франшизы на право продажи определенного товара. Он наиболее распространен в розничной торговле. Франчайзи должен использовать название торговой точки производителя и продавать только его продукцию. За 90% продаж в торговых центрах по всему миру отвечают франшизы таких крупных брендов, как Zara, H&M, Baldinini и другие.

2. Производственный франчайзинг – это передача прав на производство товаров. Франчайзер продает товарный знак и бизнес-технологию, а также в некоторых случаях обеспечивает поставки сырья. Яркими примерами производственного франчайзинга являются The Coca-Cola Company, PepsiCo, ХимRussia и другие.

3. Деловой франчайзинг – это передача прав на открытие бизнеса в структуре франчайзера. Франчайзи получает возможность использовать имя и технологии франчайзера, получает поддержку в обучении сотрудников и т.д. Такой вид наиболее распространен в услугах, общественном питании, гостиничном бизнесе и других секторах экономики: Hilton, Yves Rocher, "ИНВИТРО".

Виды франшиз

1. Прямая франшиза – это непосредственная передача права от франчайзера к франчайзи. Она удобна для региональных или национальных франчайзеров. Если же речь идет о транснациональном франчайзинге, то франчайзер предпочитает предложить мастер-франшизу, если обсуждается первичное предложение на новом национальном рынке.

2. Мастер-франшиза – это передача всех эксклюзивных прав на выдачу франшиз от правообладателя к региональному франчайзи. Он регулирует выдачу франшиз на определенной территории и определяет бизнес-стратегию в соответствии с интересами франчайзера: закрывает выдачу франшиз при переизбытке предложения, отслеживает соответствие ведения бизнеса требованиям договора франчайзинга.

Франчайзинг: плюсы и минусы

Выживаемость малого и среднего бизнеса в России оставляет желать лучшего из-за чрезмерного законодательного регулирования и стабильности популярных рынков товаров и услуг. Однако затраты на раскрутку своего стартапа могут быть сопоставимы с покупкой франшизы, но риски в таком случае намного ниже, особенно в условиях экономических кризисов и пандемии.

Согласно экспертам, в первые пять лет разоряются около 85% новых компаний, тогда как соответствующий показатель среди франчайзи составляет от 14% до 15%. Таким образом, франчайзинговые проекты в сфере быстрого питания и услуг, такие как Subway, «Шоколадница», Papa John’s, Cofix, «Хеликс», «ФИТ Автосервис» и многие другие, не только оставались стабильными, но и открывали новые предприятия.

Для участия в франчайзинге у франчайзи имеются свои плюсы и минусы, которые обсуждаются в таблице ниже:

Преимущества и недостатки для франчайзера и франчайзи

Преимущества для франчайзера:

  • Быстрый вход на новые рынки с минимальными вложениями
  • Экстенсивный рост бренда и узнаваемости
  • Доходы от продажи франшизы и роялти
  • Минимизация рисков (они ложатся на франчайзи)

Недостатки для франчайзера:

  • Потребность в выделении франчайзинга в отдельное направление работы компании
  • Потеря конфиденциальности и проблемы с сохранением коммерческой тайны
  • Дополнительные затраты на обучение персонала франчайзи и контроль за исполнением условий франшизы

Преимущества для франчайзи:

  • Защита от рисков начального этапа
  • Оптимизация затрат на рекламу с помощью «раскрученного» бренда, рекламных кампаний франчайзера, фирменной упаковки и презентационных материалов
  • Поддержка со стороны франчайзера (помощь в обучении персонала, поддержка при кредитовании и т.д.)

Недостатки для франчайзи:

  • Ограничение свободы и инициативы бизнеса условиями франшизы
  • Затраты на покупку франшизы
  • Зависимость от стабильности/нестабильности франчайзера

Франчайзеры и франчайзи понимают, что перспективный бизнес - это тот, который предлагает уникальные услуги и продукты, но при этом может быть стандартизирован и унифицирован. Однако, развитие франчайзинга в области образовательных, дизайнерских, финансовых и юридических услуг может стать громоздким, поскольку для таких видов бизнеса предпочтительнее интенсивный путь развития.

Список "лучших" франшиз можно интерпретировать довольно условно. Важнее всего выделить популярные среди покупателей и наиболее выгодные франшизы. В летнем списке 2021 года Forbes опубликовал рейтинг наиболее эффективных проектов, получивших оценку на основе анализа нескольких сотен российских франчайзеров, начавших работать не менее трех лет назад в течение минимум 50 точек. Аналитики оценивали рентабельность, срок окупаемости новых проектов, ROI и среднюю годовую выручку точек. Методология составления рейтинга за 2021 год была скорректирована, чтобы учитывать условия пандемии, и эксперты не стали принимать в расчет число закрытых точек в 2020 году.

Заметите, что ROI (возврат инвестиций) - это коэффициент рентабельности инвестиций, который указывает на уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму инвестиций в данный бизнес. Обычно этот коэффициент выражается в процентах, иногда в виде дроби.

Пятерка лучших франшиз в списке компаний, требующих инвестиции от 5 миллионов рублей: "ФИТ Автосервис", "2ГИС", Sun School, "Papa Johns" и "Fix Price". Среди предприятий, чья франшиза требует вложений от 1 до 5 миллионов рублей, лидеры - IQ 007, "Этажи", "ПОЛИГЛОТИКИ", "ПОЗИТРОНИКА" и "Хеликс". Самые доступные франшизы (инвестиции в открытие точки не превышают 1 миллион рублей): KIBERone, "Чемпионика", Gelateria Plombir, "Юниор" и Ozon. Forbes. Рейтинг Forbes наиболее выгодных франшиз в 2021 году включал 30 проектов.

Однако следует понимать, что никакой рейтинг не обеспечивает беспрепятственного успеха франчайзи в бизнесе. Важно анализировать условия потенциального франчайзера и рассматривать размер инвестиций, не забывая о паушальном взносе и роялти, а также предполагаемый срок окупаемости. Не стоит оценивать все компании в рейтингах по одному и тому же критерию: изучив условия покупки их франшиз, становится понятно, насколько они различаются. Например, стоимость открытия франшизы сети кофеен "Шоколадница" составляет 2,5 миллиона рублей для паушального взноса + 7% роялти, в то время как покупка франшизы международной сети пиццерий Papa John`s предполагает паушальный взнос в размере 17 500 долларов (около 1,26 миллиона рублей) + 6% роялти от выручки.

Учтите, что сопоставимая стоимость известных российских франшиз с ценой франшиз популярных международных брендов объясняется высокой популярностью некоторых локальных брендов в России, которая может быть даже выше, чем у лидеров рейтинга топ-100 франшиз, составленных Entrepreneur's.

Существует особая специфика российского франчайзинга, поскольку не все отечественные франшизы соответствуют мировым стандартам. Сотрудничество подобного рода может с упрощенной формой сводиться до дилерства или продажи бизнес-идей, а договор франчайзинга может быть заменен договором поставки товаров и оборудования. Также стоит отметить, что российские правообладатели отличаются высокой лояльностью и умеренной настойчивостью в борьбе за чистоту бренда, что если с одной стороны дает некоторую свободу для франчайзи, то с другой стороны может дискредитировать бренд в глазах потребителей.

Поскольку приобретение франшизы является ответственным шагом, важно учитывать множество ключевых моментов, взвешивая все за и против, начиная с предполагаемого объема инвестиций и заканчивая собственным представлением о параметрах будущего бизнеса. В этом важном моменте может пригодиться помощь магазинов франшиз - профессиональных брокеров, которые имеют право представления того или иного бренда. Такие организации могут предложить не только услуги по подбору франшизы, учитывая желания покупателя, но и проверить подлинность бренда, подготовить необходимые документы, произвести аудит франшизы. Однако часто такие организации являются обычными каталогами франшиз, ориентированными на продвижение товарного знака на специализированных интернет-ресурсах.

Кроме того, хотя рейтинги являются полезными, успех бизнеса зависит от вдумчивого подхода к выбору партнера. Если надлежащим образом подойти к этому важному моменту, то, даже в трудные времена локдаунов и кризисов, есть надежда на то, что вложения окупятся. Учтите, что информация о стоимости предоставляется в ознакомительных целях и действительна на ноябрь 2021 года, а материал не является общественной офертой.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *