Как оформить личную медицинскую книжку и сколько это будет стоить?
Получение медицинской книжки необходимо для работы в сферах, которые напрямую связаны с здоровьем людей, таких как общественное питание, пищевое производство, торговля, детские образовательные учреждения и медицинские учреждения. Получение этого документа связано с затратами времени и денег. Однако законодательством РФ строго регламентируется обязательность получения медицинской книжки, и отсутствие ее у сотрудника может повлечь за собой различные виды ответственности для как работодателя, так и работника. Рассмотрим подробнее нюансы оформления и продления этого документа для отдельных категорий работников.
Личная медицинская книжка (ЛМК) – это документ, который подтверждает здоровье и отсутствие инфекционных заболеваний у ее владельца. Однако, сама ЛМК необходима не только для трудоустройства, но также для профилактики заболеваний населения.
Обязанности работодателя в этом вопросе прописаны в Статьях 69, 212 и 213 Трудового Кодекса РФ, где работодатель обязан организовать медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические осмотры во время работы. По результатам таких медосмотров работник получает ЛМК.
Однако, медицинские книжки необходимы не всем категориям работников. Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н ЛМК нужна только работникам, занятым на тяжелых работах, на работах с вредными, опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта. Статья 213 Трудового Кодекса РФ устанавливает обязательность получения медицинских книжек для работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, лечебно-профилактических и детских учреждений и некоторых других организаций. Для предприятий пищевой индустрии, а также компаний, выпускающих парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия, эта обязанность также закреплена в статье 23 Федерального закона № 29 от 2 января 2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Список профессий и должностных лиц, которые обязаны оформлять медицинские книжки для работы в организациях, устанавливается письмом Минздрава РФ от 7 августа 2000 года №1100/2196-0-117. Согласно указанному письму, медицинские книжки необходимы для работников, которые заняты транспортировкой, переработкой, хранением и реализацией продуктов питания и питьевой воды; обучением и воспитанием детей в образовательных и оздоровительных учреждениях; коммунальным и бытовым обслуживанием населения, включая санитарно-гигиенические услуги, сферу туризма, гостеприимства и досуга, транспортные и спортивно-оздоровительные услуги, торговлю комиссионными, промышленными и парфюмерно-косметическими товарами, ассенизаторскими услугами и обслуживанием канализационных сетей; обслуживанием населения в учреждениях здравоохранения; строительством и ремонтом с использованием иностранной рабочей силы в организациях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации; государственной службой и работой в бюджетных организациях системы здравоохранения, социальной защиты, народного образования, в том числе в центрах дезинфекции и их подразделениях.
В общей сложности, российское законодательство устанавливает обязательность получения ЛМК для представителей не менее чем 25 профессий и должностей. Для представителей этих отраслей допуск к работе без медицинской санитарной книжки запрещен.
Ответственность за отсутствие медкнижки
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», если руководство организации нарушает требования санитарного законодательства об обязательном медицинском освидетельствовании работников и отсутствии личной медкнижки у работников, то предусмотрена три вида ответственности: дисциплинарная, административная или уголовная.
При проверке Роспотребнадзором отсутствие медкнижек или подделка данных влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ. Гражданам грозит предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей, должностным лицам – штраф от 500 до 1000 рублей, индивидуальным предпринимателям – штраф от 500 до 1000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток, а юридическим лицам – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
Согласно статье 236 УК РФ, если в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил при отсутствии у виновного личной медицинской книжки произошло массовое заболевание или отравление людей, то уголовная ответственность может быть следующей: штраф до 80 000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6-ти месяцев, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до 1 года, лишение свободы на срок до 1 года.
Статья 327 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за подделку бланков медицинских книжек, а также штампов и печатей о прохождении медосмотра.
Работодатель несет административную ответственность за уклонение от организации предварительных или периодических медосмотров и выдачу медицинских книжек. По статье 5.27 КоАП РФ при выявлении такого нарушения он может быть облагаем штрафом в размере до 50 000 рублей, а при повторном нарушении – до 170 000 рублей.
Приобретение медицинской книжки возникает перед каждым, кто ищет работу в здравоохранении. Общая информация о медицинской книжке регламентирована приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».
Документ представляет собой многостраничный бланк, содержащий личную информацию о владельце, сведения о заболеваниях и профилактических мерах, а также заключение врача о допуске к работе. Последняя страница выделена для правовой информации.
Медицинская книжка может быть приобретена только в организациях, уполномоченных Роспотребнадзором, например, в СЭС или специализированных медицинских центрах. Цена на чистый бланк может варьироваться в разных городах от 150 до 300 рублей.
На второй странице медицинской книжки размещена фотография владельца с голограммой, его подпись и печать организации, выдавшей документ. На третьей странице содержится информация о владельце: фамилия, имя, отчество, год рождения, домашний адрес и должность. За этим следуют сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, обследованиях, а также о предупреждении при нарушении санитарных норм.
Медицинская книжка является документом строгой отчетности и не продается на свободном рынке. Поэтому, перед ее оформлением важно определиться с местом покупки.
Стадии оформления личной медицинской книжки
Процедура оформления медицинской книжки включает в себя ряд этапов, которые определены в соответствии с российским законодательством, но прежде всего необходимо обратиться в медицинское учреждение, имеющее разрешение (лицензию) Роспотребнадзора на выдачу подобных документов. В этой связи, стоит рассмотреть порядок этапов оформления и прохождения медицинских осмотров по законодательным документам.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", приказ Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года № 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте", приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 года № 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций" и приказ ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" от 27 апреля 2005 года № 20 "О взаимодействии с организациями, осуществляющими профилактические медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку".
Следуя законодательству, необходимо выполнить следующие этапы оформления медицинской книжки:
- Представление заявления в Федеральный центр гигиены и эпидемиологии.
- Заключение договора с физическим или юридическим лицом на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
- Регистрация и выдача ЛМК.
- Проведение медицинского обследования.
- Получение заключения о допуске к работе (для должностей с вредными условиями).
- Прохождение гигиенического обучения.
- Прохождение гигиенической аттестации.
- Внесение результатов аттестации в личную медицинскую книжку и голографирование.
- Выдача личной медицинской книжки.
Если работник направлен работодателем, то этапы начинаются с пункта четыре. Для того, чтобы пройти медицинский осмотр и получить медицинскую книжку, необходимо иметь при себе заявление, паспорт, одну фотографию размером 3х4, заявление от работодателя на прохождение гигиенического обучения и квитанцию об оплате.
Стоимость гигиенического обучения включает в себя не только процедуру подготовки, но и бланк чистой медицинской книжки, что составляет от 700 до 1500 рублей. Проверку подлинности медицинской книжки, выданной в Москве, можно произвести в Реестре г. Москвы в Интернете по адресу: mossanexpert.ru/service/proverka-medknizhki/.
Перечень обследований для медкнижки: что нужно пройти
Перед получением медицинской книжки работник должен пройти обязательные обследования у специалистов-врачей. Однако список необходимых обследований может немного отличаться в зависимости от сферы деятельности.
Так, для всех работников следует посетить:
- терапевта
- отоларинголога
- дерматовенеролога
- стоматолога
- гинеколога (для женщин)
При необходимости врач может назначить консультацию инфекциониста.
Кроме осмотров у специалистов, также необходимо пройти ряд инструментальных и лабораторных исследований, включая:
- флюорография
- клинический анализ крови
- анализы на RW, трихомониаз и гонорею
- анализы на энтеробиоз и яйца глистов
- анализы на брюшной тиф и стафилококк
Не забудьте, что результаты анализов действительны только 2 недели, поэтому прохождение медосмотра не стоит затягивать.
Женщины после 40 лет также должны обязательно пройти маммографию.
Строгое соблюдение этого списка необходимо для всех работников, однако для медицинских работников и работников пищевой промышленности может потребоваться расширенный список обследований.
Сколько времени нужно на оформление личной медкнижки?
Длительность процедуры зависит от выбранного способа получения документа.
Если личная медкнижка оформляется в районной поликлинике, то необходимо сначала обратиться к терапевту и получить набор всех необходимых направлений. Затем нужно записаться на прием к специалистам и сдать анализы. После получения результатов следует снова посетить терапевта для заполнения медицинской книжки. В итоге на все это могут уйти от недели до двух. Если же учесть, что еще требуется пройти гигиеническое обучение и аттестацию, то процесс получения санитарной книжки может растянуться до 3-4 недель.
Специализированные, аккредитованные медицинские центры предлагают оформление медкнижки в рамках полного медосмотра и гигиенической аттестации за 3-5 дней.
Продление медицинской книжки: нюансы и продолжительность действия
Срок действия медицинской книжки, в отличие от трудовой книжки, не ограничен. Однако, для поддержания ее актуальности, необходимо систематически проходить периодические медицинские осмотры. Закон № 52-ФЗ, статьи 11 и 34, обязывает работодателей предоставлять условия и оплатить необходимые услуги для своевременного прохождения медицинских осмотров и гигиенического обучения работников, а также обеспечивать соблюдение санитарных правил в организации.
Медицинская книжка (ЛМК), как и трудовая книжка, хранится в отделе кадров компании и выдается на руки работнику под расписку для прохождения медицинских осмотров и гигиенической подготовки. Однако, для работников торговли с выездной деятельностью, медицинская книжка должна находиться у работника на протяжении рабочего дня.
При изменении места работы и / или вида деятельности, работник отдела кадров должен внести соответствующие изменения в раздел II медицинской книжки и заверить их печатью компании.
Процедура продления медицинской книжки более проста, чем ее получение. В отличие от приобретения новой, необходимости в поисках чистой медицинской книжки не возникает.
Для продления медицинской книжки следует повторно пройти медицинские осмотры и консультации тех специалистов и те исследования, результаты которых устарели в соответствии с нормативными документами. Для большинства категорий работников, продление книжки осуществляется ежегодно. Аттестация и гигиеническое обучение проводятся в соответствии с установленной периодичностью для каждой профессии.
Стоимость прохождения медосмотра может различаться в зависимости от медицинского учреждения, где будет предоставлена данная услуга. В некоторых районных поликлиниках осмотр проводится бесплатно, однако, для полного прохождения медосмотра и сдачи анализов может потребоваться пара-тройка недель. Также, для оформления медицинской книжки и гигиенического обучения нужно будет заплатить около 1000 рублей.
Частные медицинские центры и клиники, которые имеют право проводить медосмотры для выдачи листков нетрудоспособности, стремятся помочь своим клиентам экономить время. Для этого они организуют прием не более чем за 5 дней. Стоимость прохождения данной процедуры может колебаться от 1700 до 5000 рублей в зависимости от категории специалистов.
Важно помнить, что готовые медицинские книжки, предлагаемые онлайн, не являются легальными документами. Покупка готовых медкнижек грозит уголовной ответственностью за подделку документов и как продавцам, так и покупателям. В законе также указано, что все затраты на оформление медицинской книжки обязан нести работодатель. Однако, есть компании, которые стремятся помочь своим сотрудникам оформить медкнижку за их счет с условием возмещения затрат. Другие же предоставляют своим работникам ежегодные бесплатные медосмотры и диспансеризацию через договор с медицинскими центрами.
Процесс оформления медицинской книжки очень важен, и требует ответственного отношения. Отсутствие данного документа может привести к отказу в приеме на работу и денежным штрафам. Однако, оформление медкнижки происходит достаточно быстро в государственных поликлиниках и частных медицинских центрах.
Фото: freepik.com