Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность
Статья – Суть цифровой трансформации
Многие люди, говоря о цифровой трансформации, считают, что это просто внедрение информационных технологий в компании. Несмотря на то, что наличие информационных систем и автоматизация бизнес-процессов – это неотъемлемая часть цифровой трансформации, это не всё, что к ней относится. Цифровая трансформация – это глубинное преобразование бизнеса, в котором происходят изменения в стратегии развития компании, её целях и принципах, продуктах и услугах, а также в подходе к взаимодействию с клиентами и корпоративной культуре. Словом, это переход на цифровые рельсы, который в свою очередь означает перевод компании на новую бизнес-модель. Часто цифровая трансформация начинается с создания платформенных решений, где компания создаёт цифровую экосистему, которая интегрирует все сервисы организации и обеспечивает изменения внутри процессов работы.
Однако, не стоит считать, что цифровая трансформация столь же актуальна только для коммерческой сферы, где её использование позволяет увеличивать продажи и прибыль. Цифровая трансформация имеет своё применение в других отраслях, таких как государственный сектор, медицина и здравоохранение, образование, культура и др., где она помогает улучшить результативность процессов работы в целом. Важно упомянуть, что концепция цифровой трансформации существует и в масштабе всей страны. Президентский указ от 21 июля 2020 года определяет её как одну из главных национальных целей развития России до 2030 года.
Цифровая трансформация позволяет бизнесу решить множество задач. Ее основные преимущества заключаются в повышении эффективности работы организации, усовершенствовании взаимодействия с клиентами, оптимизации управления и повышении конкурентоспособности.
Цифровые технологии позволяют ускорить проведение операций, упорядочить нужные действия и устранить ненужные, а также оптимизировать использование ресурсов, благодаря чему снижается себестоимость продуктов, растет производительность и достигается экономия средств.
Информационные технологии помогают повысить уровень сервиса и качество товаров и услуг. Цифровая трансформация создает возможность для разработки принципиально новых сервисов, особенно в условиях омниканальности, когда клиенты хотят получать услуги где угодно. Эти изменения могут быть решающими для поддержания конкурентоспособности.
Автоматизированный сбор и анализ данных помогает упростить контроль за деятельностью предприятия и быстро принимать правильные решения. Также повышении конкурентоспособности способствуют ускорение бизнес-процессов, рост эффективности использования ресурсов, улучшение качества обслуживания клиентов, создание новых продуктов и решений.
Для компаний, стремящихся выжить в условиях всеобщей диджитализации, цифровая трансформация необходима. Однако перед приступлением к преобразованиям необходимо убедиться в наличии нескольких условий, главное из которых - это цифровая зрелость компании.
Для определения готовности компании к трансформации, следует оценить уровень развития цифровой инфраструктуры, понимание процессов и целевых сервисов, способы сбора, обработки и хранения данных, подготовку кадров и корпоративную культуру. Ее уровень цифровой зрелости можно измерить, используя четкие критерии оценки, но только соблюдение этих условий гарантирует успех в цифровой трансформации.
Технологический прогресс и рост конкуренции требуют от компаний активнее смотреть в сторону цифровой трансформации. В этом контексте популярно говорят о так называемых прорывных технологиях, которые считаются магическим средством преобразования бизнеса. Однако, для начала необходимо разобраться, что за технологии используются в рамках цифровой трансформации.
Наибольшую популярность сейчас имеют искусственный интеллект, большие данные, микросервисы, облачные системы, цифровые двойники и DevOps. Они не просто являются прорывными технологиями, но и меняют мир подобно паровым машинам и электричеству в свое время.
Big Data — это серия подходов для хранения и обработки огромных массивов структурированных и неструктурированных данных. Такие технологии подходят для всех сфер бизнеса. Микросервисы, являющиеся особым подходом к архитектуре приложений, обеспечивают простоту внесения изменений, масштабирования систем, легкость замены устаревших приложений и создают все условия для развития IT-ландшафта.
Технологии искусственного интеллекта и методики машинного обучения также стремительно развиваются. Уже сейчас компьютерные программы и сервисы умеют выполнять многие функции человека, проникая во все сферы экономики. Облачные технологии дают массу преимуществ по сравнению с локальным размещением приложений, такие как экономичность, доступность информации в любое время и из любой точки мира, гибкость и простота масштабирования, независимость от устройств, отказоустойчивость и безопасность.
Цифровые двойники представляют собой виртуальные копии любых объектов, процессов и явлений, которые могут предсказывать будущее состояние оригинала, основываясь на текущих данных и используя возможности искусственного интеллекта. Эта технология нашла применение, например, в промышленности.
DevOps не является отдельной технологией, но это философия и методология, призванная устранить противоречия между командами разработки и поддержки. Она использует набор практик, которые обеспечат быструю доставку качественного цифрового продукта до потребителя.
Но стоит помнить, что лоскутная цифровизация не приближает к успеху. Цифровая трансформация предполагает создание цифровой экосистемы, полностью меняющей бизнес-модель. И не обязательно внедрять все технологии сразу. Важно выбирать то, что оправдано в конкретной ситуации. Вся совокупность технологий при их правильном использовании позволяет создать прочную и перспективную основу для процесса цифровой трансформации в конкретном бизнесе.
Статья "Кейс Алроса"
Алроса - крупнейшая алмазодобывающая компания в России, перед которой стояли важные задачи. Компания хотела подтвердить происхождения своих продуктов, повысить качество и прозрачность в своей торговле, расширить свои каналы сбыта и укрепить сотрудничество с партнерами и клиентами. Чтобы решить эти задачи, была создана платформа трейсинга алмазов, на которой создаются цифровые двойники камней - паспорта алмазов.
Платформа состоит из сервисов внутреннего и внешнего трейсинга, а также API-интеграции со сторонними платформами. Благодаря этой платформе, Алроса получила конкурентное преимущество - они могут подтвердить происхождение камня и контролировать его историю. Компания также расширила свои каналы сбыта благодаря интеграции с партнерами и торговыми площадками. Созданные паспорта камней обеспечили продвижение собственных стандартов, а платформа стала основой для новых приложений и сервисов.
Однако, нужно понимать, что цифровая трансформация - это не просто введение IT-сервисов в уже существующие процессы. Это полное изменение бизнес-модели компании. Поэтому, для успешного прохождения цифровой трансформации, компания должна быть к ней готова и готова к полному изменению своих бизнес-процессов.
Фото: freepik.com