Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)
Обнаружение у детей задержки в развитии речи является актуальной темой. Несмотря на то, что число малышей с этой проблемой не уменьшается, ее можно успешно преодолеть, если найти ее вовремя и не запустить. Ответственность за это лежит на родителях, которые должны заметить отклонение и обратиться к лучшим врачам для полноценного обследования ребенка. Если проблему вовремя не решить, то с ростом возраста ребенка будет все больше отставать не только в речи, но и в психике, обучении и общении со сверстниками.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла десятками раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затрагивает в первую очередь развитие мышления (формируется задержка психоречевого развития (ЗПРР)), а также детей с врожденными неврологическими заболеваниями.
Задержка психоречевого развития обнаруживается чаще у детей, старших трех лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте дети активно начинают общаться с окружающими. Тем не менее, важно обнаружить отклонение уже на более раннем этапе, не позднее чем в пять лет. Если ребенок не начинает разговаривать после семи лет, шансы на полное выздоровление очень малы.
Хотя возможность полного выздоровления зависит от степени нарушения и применяемых методик лечения, чем раньше родители обнаружат проблему, тем больше шансов на успешное преодоление ее. Лучшее время для выявления задержки психоречевого развития – в возрасте двух-трех лет.
Как распознать задержку психоречевого развития: признаки и симптомы у детей
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) может проявляться у детей в раннем возрасте, если она обусловлена врожденными факторами.
Какие признаки указывают на задержку психоречевого развития:
- В возрасте четырех месяцев ребенок не реагирует на слова или жесты родителей, не улыбается, что также может быть симптомом аутизма.
- В восемь-девять месяцев ребенок не повторяет одинаковые слоги.
- В год ребенок чрезвычайно тихий и почти не издает звуков.
- В полтора года ребенок не говорит простых слов, не воспринимает их и не понимает, когда к нему обращаются по имени или просят выполнить какое-то действие, также может не уметь жевать.
- В два года ребенок знает и использует ограниченный набор слов, не повторяет новые слова, которые услышал.
- В два с половиной года ребенок применяет не более 20 слов, не может составить предложение из двух-трех слов, не понимает названий частей тела или предметов.
- В три года ребенок не может сам составить простое предложение, не понимает несложных рассказов. Он может говорить слишком быстро, не произнося окончаний, или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на взрослого ребенок может дословно повторять сказанное.
Ребенок с ЗПРР может проявлять повышенное слюноотделение в любом возрасте и всегда держать рот приоткрытым. Такие дети часто гиперактивны, агрессивны, плохо сконцентрированы, быстро устают и имеют слабую память. У них также может быть неразвитое воображение и узкий набор эмоций, что затрудняет их общение со сверстниками. Симптомы ЗПРР могут проявиться в органических изменениях. Электроэнцефалография (ЭЭГ) и метод вызванных потенциалов (ВП) показывают нарушения в левом полушарии, которое отвечает за речевое развитие у детей.
В целом чем больше дети испытывают затруднения в речи, тем больше задерживается их психическое и умственное развитие. Поскольку дети получают больше информации из бесед с другими людьми, чем они старше, ранее начинать лечение ЗПРР особенно важно.
В отличие от самостоятельных заболеваний, задержка психоречевого развития является следствием отклонений в развитии головного мозга и центральной нервной системы. Факторы, которые могут вызывать ЗПРР, включают болезни матери во время беременности, такие как проникновение инфекции, отравление или травмы, включая гипоксию (кислородное голодание) плода в утробе матери. Тяжелые роды, различные виды травм при родах, такие как перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС и шейных отделов позвоночника, могут вызвать задержку психоречевого развития.
Также, ЗПРР может быть вызвана перенесением ребенком тяжелых инфекций и других заболеваний мозга в раннем возрасте, генетическими и хромосомными заболеваниями, при которых нарушается структура мозга или неправильным воспитанием ребенка, где ребенок может вырасти под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются.
Заболевания, которые могут вызвать задержку психоречевого развития, включают врожденные аномалии ЦНС, эпилепсию и другие неврологические заболевания, ишемию головного мозга, гидроцефалию, повышенное внутричерепное давление, ДЦП, опухоль головного мозга, патологии сосудов головного мозга, лейкодистрофии, и нарушение ликвородинамики.
Важно отметить, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга, наличия некоторых наследственных заболеваний и неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Поэтому для корректировки ЗПРР необходимо устранять причины ее появления.
Аутизм, связанный с ЗПРР
Когда работа центральной нервной системы (ЦНС) сбоит или организм ребенка подвергается воздействию сильных инфекций, то это может привести к задержке не только в речевом и психическом развитии. В ряде случаев заболевание сопровождается проявлениями расстройств аутистического спектра. Давайте рассмотрим их признаки в поведении ребенка.
- Отсутствие эмоционального контакта с окружающими, неумение улыбаться или общаться с родителями.
- Склонность к агрессии, направленной как на окружающих, так и на себя (кусание себя или удары).
- Стереотипное поведение: раскачивание на месте, хождение по кругу, вертение в руке одного предмета, компульсивное расстановка предметов в определенном порядке и негативная реакция на новые условия.
- Неумение играть с игрушками, предпочтение конкретных игрушек или их частей.
- Избегание общения со сверстниками и неумение взаимодействовать с ними.
Также непонимание обращенной речи является признаком аутизма, а также задержка в развитии речи. Если Ваш ребенок проявляет перечисленные признаки, то лечение должно проводиться совместно с психологом и логопедом-дефектологом, а также другими специалистами.
Как помочь детям с задержкой психоречевого развития
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) требует комплексного лечения, начинающегося как можно раньше. Врачи, которые могут участвовать в терапии, включают в себя психиатра, невролога, логопеда-дефектолога, психолога и нейропсихолога. Родители также должны принимать активное участие в лечении. Если терапия начата рано и задержка не слишком значительна, можно ожидать высоких результатов. Однако, если терапия задерживается, то вероятность успеха становится значительно ниже. Чем позже начнется лечение, тем меньше шансов, что ребенок сможет учиться в обычной школе и нормально общаться со сверстниками.
Методы лечения ЗПРР – всесторонний подход к восстановлению работы центральной нервной системы (ЦНС) у детей, часто испытывающих трудности в речевом развитии. Эффективное лечение может быть достигнуто благодаря нескольким методам, включая микротоковую рефлексотерапию, занятия с логопедом-дефектологом, логопедический массаж и лекарственную терапию. Метод микротоковой рефлексотерапии направлен на воздействие на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны с помощью сверхмалых электрических импульсов. Такое воздействие может помочь восстановить работу ЦНС в участках мозга, где возникли нарушения. Метод наиболее эффективен при гидроцефалии и разрешен для применения у детей в возрасте от 6 месяцев. Занятия с логопедом-дефектологом улучшают память, мелкую моторику, мышление и учат правильной артикуляции, компоновке предложений и текстов. Для стимуляции мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенок становится легче произносить звуки и их сочетания, применяется логопедический массаж как дополнительная мера при задержке речевого развития. Для избегания ошибок, предварительная работа ребенка с другими специалистами должна быть выполнена до обращения к логопеду-дефектологу. Лекарственная терапия может быть эффективна при задержке психоречевого развития, назначаемая врачом-психиатром или неврологом. Компьютерная томография, ЭЭГ и другие методы помогают выявить патологии ЦНС у ребенка, а затем применяется индивидуальная схема лечения нарушений и их последствий. Ноотропные лекарственные средства могут быть часто назначены неврологом. Хотя психотропные средства не всегда являются единственным или наилучшим решением их назначения. Также возможно, что их применение может быть временным.Существует несколько дополнительных способов коррекции ЗПРР:
- Работа с детским психологом может быть необходима в случаях, когда отставание в речевом развитии вызвано психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье или когда ребенок избегает общения со сверстниками.
- Существуют также альтернативные подходы к лечению, включая иппо- и дельфинотерапию, музыкотерапию и другие развивающие упражнения, способствующие развитию мелкой и крупной моторики. Родители также могут вести работу с ребенком самостоятельно, например, устраивая подвижные игры или занимаясь с ним сборкой паззлов.
- Остеопатия - это также эффективный метод альтернативной медицины, который может помочь детям с ЗПРР. Остеопат воздействует на активные точки на теле ребенка, стараясь сбалансировать работу нервной системы, метаболизма и психики ребенка.
Однако, нельзя полагаться только на один метод, такой как прием таблеток или работу с логопедом-дефектологом, для эффективной коррекции ЗПРР. Задача родителей - найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий в себя различные методы.
Фото: freepik.com