Из практики суда
Кызылским городским судом в своем решении отмечено, что органы местного самоуправления вправе разграничивать границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную торговлю алкогольной продукции,
Кызылским городским судом в своем решении отмечено, что органы местного самоуправления вправе разграничивать границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную торговлю алкогольной продукции, тем самым признал подпункты «а,б,в,г» абз. 1 пунктов 2 и 6 постановления Мэрии г. Кызыла от 01.02.2019 года № 51 «Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» (далее – постановление от 01.02.2019 года № 51), не противоречащим требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, принятым надлежащим органом, в пределах наделенной компетенции, в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан города Кызыла.
Индивидуальный предприниматель П., занимающийся розничным торговлей пивом в специализированном магазине, обратился в Кызылский городской суд с административным иском о признании недействующими вышеуказанные подпункты постановления от 01.02.2019 года № 51.
В обоснование своих требований П. указал, что дополнительные ограничения времени, места и условий розничной продажи алкогольной продукции могут быть введены органами государственной власти субъекта РФ, а не органом муниципальной власти, и не могут распространяться на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Установление запретов и ограничений предпринимателям, реализующим алкогольную продукцию, при оказании услуг общественного питания создают неравные условия осуществления предпринимательской деятельности, поскольку указанные объекты осуществляют только оказание услуг общественного питания.
В ходе судебного разбирательства установлено, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда в 2023 году по требованию заместителя прокурора г. Кызыла на индивидуального предпринимателя П. возложена обязанность прекратить деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в магазине-баре «ХК», где предприниматель осуществляет свою деятельность, поскольку расстояние от центрального входа магазин-бара до обособленной территории медицинского учреждения составляет 272 м., когда как согласно постановлению от 01.02.2019 года № 51 минимальное значение расстояния до границ медицинских учреждений при наличии обособленной территории составляет - 500 метров.
Следовательно, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы индивидуального предпринимателя П.
В соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 данной статьи, не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации. Также органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 года № 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих: к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; к объектам военного назначения.
В соответствии с пунктом 7 Правил способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
Границы прилегающих территорий определяются в решениях органами местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объектов, указанных в пункте 2 Правил (пункт 8 Правил N 1425).
Вопреки доводам административного истца, приведенные положения прямо предусматривают право органа местного самоуправления самостоятельно определять границы прилегающих территорий, на которых запрещается розничная продажа алкогольной продукции, и не ограничивает его в выборе способа расчета расстояния от социальных объектов до границ прилегающих территорий.
Таким образом, изучив доводы заявителя и представленные доказательства, суд пришел к выводу, что проект постановления №51 прошел процедуру публичных обсуждений, как это предписывает Федеральный Закон №171-ФЗ; мэрией города Кызыла проведены общественные обсуждения, уведомление о проведении которых были опубликованы на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа город Кызыл Республики Тыва» и в социальной сети «ВКонтакте», при этом предложений и замечаний на стации обсуждения, в том числе от индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию алкогольной продукции, как в целом на сам проект постановления не поступало, о чем составлен протокол публичных обсуждений, и официально 01.02.2019 года принято мэрией города Кызыла и опубликован первоначальный текст документа на официальном интернет-сайте органа местного самоуправления http://mkyzyl.ru в тот же день, и не противоречит Конституции Российской Федерации, другим федеральным законам, и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом следует отметить, что ограничение розничной продажи алкогольной продукции и ее регулирование государством направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанном продукте, на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области, что предусматривает особый порядок розничной продажи алкогольной продукции.
Решение не вступило в законную силу.
Помощник судьи Азияна Дангаевна Майынды
Индивидуальный предприниматель П., занимающийся розничным торговлей пивом в специализированном магазине, обратился в Кызылский городской суд с административным иском о признании недействующими вышеуказанные подпункты постановления от 01.02.2019 года № 51.
В обоснование своих требований П. указал, что дополнительные ограничения времени, места и условий розничной продажи алкогольной продукции могут быть введены органами государственной власти субъекта РФ, а не органом муниципальной власти, и не могут распространяться на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Установление запретов и ограничений предпринимателям, реализующим алкогольную продукцию, при оказании услуг общественного питания создают неравные условия осуществления предпринимательской деятельности, поскольку указанные объекты осуществляют только оказание услуг общественного питания.
В ходе судебного разбирательства установлено, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда в 2023 году по требованию заместителя прокурора г. Кызыла на индивидуального предпринимателя П. возложена обязанность прекратить деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в магазине-баре «ХК», где предприниматель осуществляет свою деятельность, поскольку расстояние от центрального входа магазин-бара до обособленной территории медицинского учреждения составляет 272 м., когда как согласно постановлению от 01.02.2019 года № 51 минимальное значение расстояния до границ медицинских учреждений при наличии обособленной территории составляет - 500 метров.
Следовательно, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы индивидуального предпринимателя П.
В соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 данной статьи, не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации. Также органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 года № 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих: к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; к объектам военного назначения.
В соответствии с пунктом 7 Правил способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
Границы прилегающих территорий определяются в решениях органами местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объектов, указанных в пункте 2 Правил (пункт 8 Правил N 1425).
Вопреки доводам административного истца, приведенные положения прямо предусматривают право органа местного самоуправления самостоятельно определять границы прилегающих территорий, на которых запрещается розничная продажа алкогольной продукции, и не ограничивает его в выборе способа расчета расстояния от социальных объектов до границ прилегающих территорий.
Таким образом, изучив доводы заявителя и представленные доказательства, суд пришел к выводу, что проект постановления №51 прошел процедуру публичных обсуждений, как это предписывает Федеральный Закон №171-ФЗ; мэрией города Кызыла проведены общественные обсуждения, уведомление о проведении которых были опубликованы на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа город Кызыл Республики Тыва» и в социальной сети «ВКонтакте», при этом предложений и замечаний на стации обсуждения, в том числе от индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию алкогольной продукции, как в целом на сам проект постановления не поступало, о чем составлен протокол публичных обсуждений, и официально 01.02.2019 года принято мэрией города Кызыла и опубликован первоначальный текст документа на официальном интернет-сайте органа местного самоуправления http://mkyzyl.ru в тот же день, и не противоречит Конституции Российской Федерации, другим федеральным законам, и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом следует отметить, что ограничение розничной продажи алкогольной продукции и ее регулирование государством направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанном продукте, на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области, что предусматривает особый порядок розничной продажи алкогольной продукции.
Решение не вступило в законную силу.
Помощник судьи Азияна Дангаевна Майынды
Последние новости
Лекция о финансовой грамотности в Кызыле
Помощник прокурора обучает студентов безопасному поведению в интернете.
Компенсации для журналистов, пострадавших в зоне СВО
ЛДПР предлагает финансовую поддержку для защиты свободы слова
Новые инициативы правительства Тувы в области социального развития
Правительство Тувы объявило о ряде новых мер для улучшения социальной инфраструктуры.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку
Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Соликамске