Воспоминания о Народном артисте России Борисе Бады-Сагаане к 95-летию со дня рождения легендарного актера
1 января исполнилось 95 лет со дня рождения Лауреата Государственной премии Республики Тыва Бориса Филипповича Бады-Сагаана (1928-2007), Народного артиста РСФСР, члена Союза театральных деятелей РФ.
1 января исполнилось 95 лет со дня рождения Лауреата Государственной премии Республики Тыва Бориса Филипповича Бады-Сагаана (1928-2007), Народного артиста РСФСР, члена Союза театральных деятелей РФ. О легендарном тувинском актере на своей странице в ВК вспоминает историограф тувинского театра Светлана Максимовна Мунзук.
Борис Бады-Сагаан родился 1 января 1928 года в поселении Артаадыт (с 1929 года Чадан, позже город). Окончил школу №2 в Кызыле.
Это была поздняя весна 1942 года. Великая Отечественная война в самом разгаре. В музыкальный взвод Тувинской революционной армии отбирали учащихся из русских и тувинских школ города. Из них специальная комиссия выбрала несколько молодых ребят, среди них оказался учащийся школы №2 Борис Бады-Сагаан. Его способности сразу заметили руководители военного оркестра. Борис Филиппович вместе с новоиспеченными музыкантами быстро освоил теорию музыкальной грамоты и быстрее всех начал играть на духовом инструменте. В свободное время его можно было видеть играющим на гитаре, на пианино. И вообще он заметно отличался от своих сверстников творческой натурой и веселым нравом. Совсем скоро он стал настоящим военным музыкантом.
В 1947 году весь состав духового оркестра музыкального взвода в количестве 22 человек перевели в состав музыкально-драматического театра. Сначала был принят артистом оркестра (пр.6 от 06.01.1947 г.), а после реорганизации и сокращения был переведен в актерский состав театра. И тут заиграл его талант самыми разными гранями. Конечно же, не без помощи старших. Учился у таких корифеев театра как Виктор Кок-оол, Максим Мунзук, Николай Олзей-оол, и др. Он всегда гордился и был благодарен за помощь и поддержку в становлении его, как артиста, и многих других актеров.
До конца жизни Бады-Сагаан остался верен театру, создав на сцене яркие национальные образы в спектаклях по пьесам тувинских авторов: Седип и Сарыг-Ашак - "Хайыраан бот" В.Кок-оола, Дарган-оол - "Красный поток" С.Пюрбю, Байыр-оол - "Осуществленная мечта" С.Тока, Сат Бюрзекей - "Одиннадцать" К-Э.Кудажы и других. А также он гармонично смотрелся и в классических образах: Самсон - "Ромео и Джульетта" Шекспира, Фердинанд - "Коварство и любовь" Шиллера, почтмейстер Шпекин, Городничий - "Ревизор" Гоголя, Глова-старий -Игроки» Н. Гоголя, Купец - «Бедность — не порок» А. Островского, Мастаков - «Старик» М. Горького, Шадрин - «Человек с ружьем» Н. Погодина, и др. Актёр был органичен и в азербайджанской оперетте, образ Султан-бека из «Аршин мал-алан» У. Гаджибекова; в спектакле японского драматурга - хозяин чайного домика в «Масляном аде» М. Тикамацу. • архив Национального музыкально-драматический театра РТ им. В.Кок-оола.
• Е.К.Карелина «История тувинской музыки», Москва, издательство «Композитор», 2009
В 1947 году весь состав духового оркестра музыкального взвода в количестве 22 человек перевели в состав музыкально-драматического театра. Сначала был принят артистом оркестра (пр.6 от 06.01.1947 г.), а после реорганизации и сокращения был переведен в актерский состав театра. И тут заиграл его талант самыми разными гранями. Конечно же, не без помощи старших. Учился у таких корифеев театра как Виктор Кок-оол, Максим Мунзук, Николай Олзей-оол, и др. Он всегда гордился и был благодарен за помощь и поддержку в становлении его, как артиста, и многих других актеров.
До конца жизни Бады-Сагаан остался верен театру, создав на сцене яркие национальные образы в спектаклях по пьесам тувинских авторов: Седип и Сарыг-Ашак - "Хайыраан бот" В.Кок-оола, Дарган-оол - "Красный поток" С.Пюрбю, Байыр-оол - "Осуществленная мечта" С.Тока, Сат Бюрзекей - "Одиннадцать" К-Э.Кудажы и других. А также он гармонично смотрелся и в классических образах: Самсон - "Ромео и Джульетта" Шекспира, Фердинанд - "Коварство и любовь" Шиллера, почтмейстер Шпекин, Городничий - "Ревизор" Гоголя, Глова-старий -Игроки» Н. Гоголя, Купец - «Бедность — не порок» А. Островского, Мастаков - «Старик» М. Горького, Шадрин - «Человек с ружьем» Н. Погодина, и др. Актёр был органичен и в азербайджанской оперетте, образ Султан-бека из «Аршин мал-алан» У. Гаджибекова; в спектакле японского драматурга - хозяин чайного домика в «Масляном аде» М. Тикамацу. • архив Национального музыкально-драматический театра РТ им. В.Кок-оола.
• Е.К.Карелина «История тувинской музыки», Москва, издательство «Композитор», 2009
Последние новости
Лекция о финансовой грамотности в Кызыле
Помощник прокурора обучает студентов безопасному поведению в интернете.
Компенсации для журналистов, пострадавших в зоне СВО
ЛДПР предлагает финансовую поддержку для защиты свободы слова
Новые инициативы правительства Тувы в области социального развития
Правительство Тувы объявило о ряде новых мер для улучшения социальной инфраструктуры.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку
На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Чите на выгодных условиях