07.12.2021

Изучение влияния изменений климата на альпийские экосистемы кластера «Монгун-Тайга» заповедника «Убсунурская котловина»

Научный сотрудник ГБУ РТ «Тувинский научный центр» Ооржак Чочагай Оскал-ооловна является исполнителем научно-исследовательской работы «Изучение влияния изменений климата на альпийские экосистемы кластера «Монгун-Тайга» ФГБУ ГПБЗ «Убсунурская котловина» (на хоздоговорной основе).

Согласно данным последних отчетов Межправительственной группы экспертов по изменению климата, земная биосфера испытывает, и в будущем будет испытывать воздействие быстрого изменения климата. За последние 100 лет температура воздуха у земной поверхности повысилась по разным оценкам от 0,3 до 0,7 0С и более. В Алтае-Саянской горной стране, куда входит Тувинская горная область (Тува), ожидаются изменения климата, столь же сильные, как в Арктике, и намного большие, чем в умеренных широтах Северного полушария в целом (Алтай-Саянский регион, 2001).

Работы по организации полигона GLORIA в заповеднике «Убсунурская котловина» были начаты в 2011 году, одновременно с другими ООПТ Алтае-Саянского экорегиона в рамках проекта ПРООН-МКИ «Расширение сети ООПТ для сохранения Алтае-Саянского экорегиона». Целью научно-исследовательских работ является организация долгосрочного мониторинга и проведение сравнительного анализа воздействия изменений климата на биоразнообразие альпийских экосистем в охранной зоне кластера «Монгун-Тайга».

И вот 10 лет спустя, в июле 2021 г. в составе научного коллектива из сотрудников заповедника «Убсунурская котловина» (Чоргаар С.С., Саая С-Х.А., Чаш У-М.Г.), ГБУ РТ «Тувинский научный центр» (Ооржак Ч.О.) и ТувГУ (Самдан А.М.) проведены повторные полевые работы по программе мониторинга горных вершин по «Полевому руководству для мониторинга горных вершин GLORIA*» (*Глобальная инициатива наблюдения и изучения альпийских экосистем). Этот метод является универсальным для альпийских экосистем по всему миру, начиная с полярных широт и заканчивая тропическим поясом, и включает оценку рисков, связанных с потерей биоразнообразия, и уязвимости высокогорных экосистем к климатическому воздействию.

Полигон исследований включает четыре вершины, высоты которых составляют градиент от нижней части альпийской зоны (treeline ecotone) до альпийско-нивального экотона (subnival ecotone). В результате полевых работ были получены данные по видовому богатству, обилию и частоты встречаемости видов, а также климатическим условиям формирования высокогорных сообществ. Также получены данные почвенных температурных датчиков.

В настоящее время ведется обработка полевого материала (сравнительный анализ видового богатства и обилия видов растений за 2011 г. и 2021 г., а также обработка данных с почвенных температурных датчиков).

По результатам исследований будут опубликованы серия научных статей в журналах, входящих в международную базу цитирования Web of Science, Scopus.

Проект имеет долгосрочный характер, и следующие полевые исследования будут проводиться через 5 лет, в 2026 году.

Практическим результатом данного исследования является организация системы
мониторинга изменений климата и экосистем в заповеднике «Убсунурская котловина».
Как считают авторы методики, видимые изменения можно будет выявить только через 20-50 лет, и делать какие-либо выводы о направленности процессов развития высокогорных альпийских экосистем пока преждевременно. Однозначно, результаты мониторинга позволят определить микроклиматический режим высокогорий Монгун-Тайги, создадут основу для моделирования климата и его динамики, а также отклика экосистем на климатические изменения. Все это послужит основой для разработки сценариев изменения экосистем на Монгун-Тайге и планирования деятельности по сохранению уязвимых видов и природных комплексов.

Рис. 1. Сравнительные фотографии за 2011 и 2021 гг. (А, Б, В, Г, Д, Е)

А Б В Г Д Е Рис.2.  Извлечение почвенного
термодатчика для выгрузки
данных Рис. 3. Полевые работы в полигоне исследований (2011 и 2021 гг.)