К юбилею учёного. Дважды вошедший в одну реку

Сегодня мне выпала честь писать о своем замечательном коллеге, достойном человеке, кандидате исторических наук, заслуженном деятеле науки РТ,

Сегодня мне выпала честь писать о своем замечательном коллеге, достойном человеке, кандидате исторических наук, заслуженном деятеле науки РТ, директоре Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тува Вячеславе Донгаковиче Март-ооле. Поводом для этого стал его предстоящий юбилей – 65-летие, дата для мужчины, безусловно, красивая, придающая некий шарм и респектабельность. Но, с другой стороны, дата вполне серьезная для подведения некоторых предварительных итогов.

Началась эта история 26 мая 1958 года, когда в семье молодых Кимы Биче-ооловны и Донгака Саарыкаевича Март-оолов родился сын Славик. Случилось это в селе Хайыракане Дзун-Хемчикского района. Мальчик рос единственным ребенком в семье, а потому был щедро обласкан вниманием и любовью родителей, но при этом не избалован, хорошо воспитан, обладал врожденным чувством собственного достоинства и крайне деликатным отношением к другим людям. Это именно то, что отличает по-настоящему интеллигентного человека от остальной толпы.

Будучи сыном образованных родителей: мама – кандидат педагогических наук, народный учитель РТ, отец – сотрудник Министерства внутренних дел по РТ – Вячеслав Донгакович получил фундаментальное образование. Кызылскую среднюю школу № 7 окончил в 1975 году, а исторический факультет Ленинградского государственного университета – в 1982-м. В 1992 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Социально-политическое и экономическое развитие Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.)» в Московском областном педагогическом университете.

Так сложилась трудовая деятельность Вячеслава Донгаковича, что он по воле судьбы стал многопрофильным руководящим работником и опытным хозяйственником. Работая в Госкомитете по науке и учебным заведениям, он заключал договоры с ведущими вузами Москвы, в том числе с Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова по подготовке тувинских кадров по разным специальностям; в Службе по контролю и надзору в сфере образования с нуля разработал всю нормативно-правовую базу нового ведомства, выстроил здесь планомерную работу. Будучи директором Тувинского сельхозтехникума, добился того, что учебное заведение вошло в число 100 лучших учреждений среднего профессионального образования в России, а сам он в 2013 г. был отмечен как «Лучший директор СПО».

Однако при всех этих достижениях Вячеслав Донгакович всегда был и остается очень скромным и добрым человеком. К сожалению, иногда его доброта и деликатность отдельными людьми воспринимаются как излишняя мягкость. Такие подчиненные, видимо, не умеют ценить руководителя, который не повышает на них голоса, не унижает человеческого достоинства, а старается воздействовать на их сознательность и внутреннюю культуру, если они, конечно, у них есть.

За пределами профессиональной сферы Вячеслав Донгакович –ответственный глава семьи, верный и любящий супруг, заботливый отец и дед, надежный друг и просто приятный человек, умеющий слушать и слышать своего собеседника. Лично я, когда с ним общаюсь по работе, всегда уверена, что он меня поймет правильно, не исказит мои мысли и идеи, а в случае необходимости поддержит и поможет.
Поскольку я всю жизнь служила науке, мой опыт общения с Вячеславом Донгаковичем больше связан именно с периодом его директорства в нашем Тувинском институте. Об этом периоде я хочу рассказать более подробно.

На моей памяти наш институт дважды попадал в жесточайший шторм. Первый раз, когда это произошло, я еще работала в ТИГИ. Это был слом двух эпох – драматичное время для России в целом, для Тувы в частности и для нашего института в том числе. Наш коллектив, за плечами которого были и трудные годы становления, и счастливые годы творческого взлета, пройденные под руководством неутомимого труженика, патриота родного края, патриарха тувинской науки, доктора исторических наук Юрия Лудужаповича Аранчына, в одночасье оказался в крайне затруднительном положении. После ухода из жизни бессменного Юрия Лудужаповича мы все вдруг осиротели. Новое руководство, пришедшее ему на смену, оказалось на редкость безответственным. Институт превратился в руины, а его старое доброе имя, как казалось тогда, потеряно навсегда. Ситуация усугублялась еще и тем, что за годы безвременья многие потеряли профессиональную форму, разучились работать, по-научному мыслить и просто полноценно жить. Как в таких условиях вернуть институт к полноценной жизни? Нам, сотрудникам, видавшим многое на своем веку, казалось, что взвалить на себя такую непомерно тяжелую ношу может разве что самоубийца. Поэтому никто из здравомыслящих из числа самих сотрудников не стремился занять пост директора.

Именно в этот момент к нам пришел молодой, интеллигентный, немногословный Вячеслав Донгакович Март-оол и смело заявил: «Я пришел к вам надолго и всерьез». Вместе с ним пришла новый бухгалтер Тамара Сурунмеевна Донгак, человек очень добрый, но в то же время требовательный и справедливый. Они с порога заявили, что хотят добиться повышения заработной платы научным сотрудникам, что для нас, многократно до этого обманывавшихся и обманутых, было лишь пустым звуком. Но вскоре, действительно, мы почувствовали ощутимую прибавку к своей мизерной зарплате. Вячеслав Донгакович добился в Минфине РТ увеличения фонда оплаты труда. Затем к основной зарплате ведущие и главные научные сотрудники стали получать 60-процентную надбавку, старшие научные сотрудники и заведующие секторами соответственно – 40 и 20 процентов. Это заставило многих сотрудников, подрабатывавших на стороне, вновь вернуться к родным пенатам, а тех, кто, устав от безысходности, замышлял об уходе из науки, быстренько отказаться от этой идеи.

В институте, до этого влачившем жалкое и убогое существование, наконец-то появилась современная техника (компьютеры, принтеры, факс), электронная почта, интернет. Обновилась автомобильно-транспортная база. Были восстановлены ранее отключенные телефоны, долг по которым достигал по тем временам астрономической суммы. Вячеслав Донгакович молча, без скандалов и выяснения отношений, покрыл долги старого руководства. Он же вернул и часть собственного здания института, которая сдавалась предыдущим директором в аренду учебно-производственному центру «Исток».

Наряду с улучшением оплаты и условий труда, активно начали продвигаться и наши научные исследования. Вышли в свет часть «Этимологического словаря» Б. И. Татаринцева, первые тома «Истории Тувы» под ред. С. И. Вайнштейна и М. Х. Маннай-оола, интересные и разноплановые авторские монографии сотрудников. Мы стали ездить по научным конференциям, организовывать археологические экспедиции и полевые исследования, участвовать в программах по научному обмену, в том числе международного уровня. Огромный прорыв был сделан в качественном улучшении профессионального уровня сотрудников.

Однако в 2008 году Март-оола неожиданно перевели на другую работу. Так случается в жизни. В этом нет ничего криминального. Вячеслав Донгакович ушел достойно и интеллигентно…

Говорят, в одну и ту же реку дважды не войдешь. Однако история Вячеслава Донгаковича Март-оола опровергает это: он во второй раз был назначен руководством республики директором Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Смею заметить, что на этот раз перед ним стоят задачи куда более сложные, чем тогда, когда он спасал институт в первый раз. В то время существовал еще мощный костяк института из числа грамотных кандидатов и докторов наук. Оперевшись на них, Март-оол тогда сумел вытянуть институт.

На этот же раз ситуация оказалась гораздо сложнее. В затянувшийся период неблагополучия институт покинули многие ведущие специалисты. Вместо них набрали молодежь – в самом этом факте ничего предосудительного нет. Кадры должны обновляться – это естественно. Но из-за нездоровой обстановки в коллективе, созданной прежним руководством, молодежь не смогла или не сумела выстроить правильные отношения со старшими коллегами. А старшее поколение попало под жесточайший прессинг, суть которого сводилась к жесткой формулировке «вы пожилые, вам пора уходить». Таким образом прервалась преемственность между поколениями и некогда монолитный и дружный коллектив раскололся на мелкие группировки, которые стали дружить против друг друга.

Вот в таком состоянии Вячеслав Донгакович получил институт во второй раз. Ему вновь приходится возрождать институт, но уже на другом витке его истории. Дай Бог ему сил и мужества в этом нелегком деле!

В день 65-летия Вячеслава Донгаковича я хотела бы пожелать ему доброго здоровья, терпения, выдержки, а также надежной команды, с которой он бы смог восстановить нарушенный баланс в институте и осуществить много новых интересных научных проектов. Тот факт, что второй период его директорства начался в новом здании, служит добрым знаком. Я надеюсь, что в новых стенах коллектив ТИГПИ возьмет второе дыхание и откроет для себя новые горизонты.

Попутного ветра моему родному институту во всех его начинаниях во главе с вновь вернувшимся директором!

Марина МОНГУШ,
доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РТ.

Фото из архива ТИГПИ

Источник https://vk.com/wall-53910902_38514

 

Последние новости

Шестое заседание Верховного Хурала Республики Тыва

Обсуждение ключевых вопросов на повестке дня

Общественные слушания по закрытию Тере-Хольской ЦКБ

В Тыве обсуждают будущее медицинского учреждения.

Диспансеризация для молодого поколения

Поддержка здоровья репродуктивного возраста в Республиканской больнице №1

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Зеленогорске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *