Тайны Великой степи. Между Правительством РТ и Государственным Эрмитажем подписано Соглашение по научному изучению археологических предметов из раскопок комплекса Чинге-Тей-I

Ключевым событием второго дня Республиканского научного форума, проводимого в рамках Всероссийского фестиваля науки NAUKA0+ стало подписание Соглашения между Правительством Республики Тыва и Государственным Эрмитажем. Для важного действия организатором мероприятия – Агентством по делам науки была выбрана знаковая и красивая локация – стеларий Дворца молодежи. Примечательно то, что подписание документа состоялось в виде видеоконференцсвязи в формате «Яндекс Телемост».   Со стороны Республики Тыва присутствовали Глава РТ Владислав Ховалыг , директор Агентства по науке, к.и.н., Алена Стороженко , проректор по научной работе ТувГУ, к.ф.н., Евгений Монгуш , директор Национального музея РТ Каадыр-оол Бичелдей , директор Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве РТ Вячеслав Март-оол и другие. На связи – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, которого представляли директор учреждения, доктор исторических наук Михаил Пиотровский ,  заместитель генерального директора по научной работе Георгий Вилинбахов ,  заместитель генерального директора, главный хранитель Светлана Адаксина, ученый секретарь Мариам Дандамаева,  заведующий отделом археологии Восточной Европы и Сибири  Андрей Алексеев,   начальник Южно-Сибирской археологической экспедиции, старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Константин Чугунов и другие. Глава Республики Тыва Владислав Ховалыг и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский обменялись приветственными словами. Владислав Ховалыг поблагодарил Михаила Борисовича за всестороннюю поддержку, оказываемую Туве. Обе стороны заинтересованы развивать совместные археологические, научные проекты, реализовывать исследовательские экспедиции, имеющие важное значение для всей страны. Напомним, что в полевом сезоне 2022 года участники Южно-Сибирской экспедиции Государственного Эрмитажа обнаружили в кургане Чинге-Тей 1 в «Долине царей» (Пий-Хемский район) захоронение знатного воина скифского времени.  Научное значение вновь открытого погребения чрезвычайно велико,  поскольку позволяет проследить развитие культуры, искусства и древних  технологий у населения Тувы, изученных по материалам кургана Аржан-2.  После Аржаана-2 подобное открытие в археологии Тувы сделано впервые. Южно-Сибирской экспедицией Государственного Эрмитажа погребально-поминальный комплекс Чинге-Тей 1 исследуется с 2008 года. Предварительная датировка  памятника – конец VII – начало VI века до н.э. Затем состоялось подписание Соглашения об условиях проведения работ по научному изучению, реставрации, консервации и реконструкции археологических предметов из раскопок погребально-поминального комплекса Чинге-Тей-I.