О некоторых астральных аспектах Шагаа
Шагаа в ходе своей эволюции претерпел немало изменений, в том числе и кардинального характера, связанного, прежде всего с такой мировой религией как буддизм.
Шагаа в ходе своей эволюции претерпел немало изменений, в том числе и кардинального характера, связанного, прежде всего с такой мировой религией как буддизм.
Одной из традиций, связанной с буддизмом, является стремление людей не ложиться спать, поскольку полагали, что в новогоднюю ночь свои владения будет объезжать Защитница буддийской веры, тибетское название которой Палден Лхамо, и примет спящего человека за мертвого. М.Б. Кенин-Лопсан уточняет, что не должны спать люди старше 13 лет. По словам информанта Б.К-Х. Сояна из Самагалтая, тувинское название божества – Ламы Бурган или Балдан Лхамо. В устном разговоре в 1988 году он сообщил, что к приходу Балдан Лхамо хозяева тщательно готовились. Для этого расставляли различные богатые подношения на буддийском алтаре, включая множество лампад, молочной и растительной пищи. Эти подношения должны были порадовать Божество. У монголов также предполагался приход Балдан Лхамо, монгольское название которой – Банданлхам. Ее прихода дожидались так: на верхней части юрты оставляли три куска льда для мула Божества, который за один миг (секунду) объезжал три космические сферы и начинал испытывать жажду.
Мотив новогодней ночи, когда ожидается приход того или иного божества отмечен и в статье М.В. Монгуш «Свет далеких звезд», напечатанной 24 ноября 1990г. в «Тувинской правде». Здесь эти мотивы даны в контексте, связанном с культом небесных светил, в частности с Большой Медведицей. Та к, автор пишет, что накануне Нового года, хозяева: «… у порога или над дверью юрты с внешней стороны клали три комочка снега величиной с кулак, чтобы ими напоил своего коня бог Долаан, который в то время три раза обходил все аалы». Созвездие Большой Медведицы здесь, как видно, названо богом (божеством). Можно полагать, что буддийский культ имел в данном случае местную интерпретацию, поскольку, по словам фольклориста З.Б. Самдан, в тувинском фольклоре не выявлен мотив или сюжет, в котором Долаан Бурган ездил бы на коне. Таким образом, культ Балдан Лхамо некоторыми тувинцами был перенесен на небесный объект.
Помимо защитников, в новогоднюю ночь пр изываются и Божества богатства, например, Намзырай, культ которого был широко распространен среди тибетцев, тувинцев, монголов, бурят и калмыков. Сторона обитания Божества богатства Намзырая – север, поэтому Он может проявиться с северной стороны. По этим причинам, как и все 10 сторон света, где обитают Божества, северо-восток и север также являются святыми сторонами.
Еще одной традицией, которая показывает, что Шагаа впитал в себя элементы буддийской религии, в частности, тибетские традиции, является термин саң, под которым тувинцы понимают «воскурение можжевельника». По словам, Д.М. Уванчаа, тибетский термин саң обозначает «очищение», «благовоние». Тайным содержанием данного обряда также является приветствие божеств самого разного уровня, начиная с Будды, Защитников Учения и заканчивая местными божествами, для чего им и подносятся символы чистоты – благовония и «белые подношения» - молочный чай, топленое масло и пр.
Но познания более высокого уровня оставались прерогативой буддийских служителей культа. До простого народа доходили отрывочные сведения, связанные с практической, обрядовой стороной праздника, чем они непременно старались воспользоваться. И хотя философские аспекты религии не были доступны простым людям, основное содержание праздника, такое как очищение помыслов и поступков, ожидание Божеств того или иного ранга ими были восприняты. Основное содержание праздника – желание иметь в новом году удачу, здоровье и благополучие было подкреплено и буддийскими знаниями более сакрального уровня.
Источник: С. Ч. Донгак// Некоторые исторические и астральные аспекты Шагаа. Шагаа: истоки и традиции. Материалы круглого стола, посвященного празднику Шагаа. Кызыл, 2015. – 95 с.
Одной из традиций, связанной с буддизмом, является стремление людей не ложиться спать, поскольку полагали, что в новогоднюю ночь свои владения будет объезжать Защитница буддийской веры, тибетское название которой Палден Лхамо, и примет спящего человека за мертвого. М.Б. Кенин-Лопсан уточняет, что не должны спать люди старше 13 лет. По словам информанта Б.К-Х. Сояна из Самагалтая, тувинское название божества – Ламы Бурган или Балдан Лхамо. В устном разговоре в 1988 году он сообщил, что к приходу Балдан Лхамо хозяева тщательно готовились. Для этого расставляли различные богатые подношения на буддийском алтаре, включая множество лампад, молочной и растительной пищи. Эти подношения должны были порадовать Божество. У монголов также предполагался приход Балдан Лхамо, монгольское название которой – Банданлхам. Ее прихода дожидались так: на верхней части юрты оставляли три куска льда для мула Божества, который за один миг (секунду) объезжал три космические сферы и начинал испытывать жажду.
Мотив новогодней ночи, когда ожидается приход того или иного божества отмечен и в статье М.В. Монгуш «Свет далеких звезд», напечатанной 24 ноября 1990г. в «Тувинской правде». Здесь эти мотивы даны в контексте, связанном с культом небесных светил, в частности с Большой Медведицей. Та к, автор пишет, что накануне Нового года, хозяева: «… у порога или над дверью юрты с внешней стороны клали три комочка снега величиной с кулак, чтобы ими напоил своего коня бог Долаан, который в то время три раза обходил все аалы». Созвездие Большой Медведицы здесь, как видно, названо богом (божеством). Можно полагать, что буддийский культ имел в данном случае местную интерпретацию, поскольку, по словам фольклориста З.Б. Самдан, в тувинском фольклоре не выявлен мотив или сюжет, в котором Долаан Бурган ездил бы на коне. Таким образом, культ Балдан Лхамо некоторыми тувинцами был перенесен на небесный объект.
Помимо защитников, в новогоднюю ночь пр изываются и Божества богатства, например, Намзырай, культ которого был широко распространен среди тибетцев, тувинцев, монголов, бурят и калмыков. Сторона обитания Божества богатства Намзырая – север, поэтому Он может проявиться с северной стороны. По этим причинам, как и все 10 сторон света, где обитают Божества, северо-восток и север также являются святыми сторонами.
Еще одной традицией, которая показывает, что Шагаа впитал в себя элементы буддийской религии, в частности, тибетские традиции, является термин саң, под которым тувинцы понимают «воскурение можжевельника». По словам, Д.М. Уванчаа, тибетский термин саң обозначает «очищение», «благовоние». Тайным содержанием данного обряда также является приветствие божеств самого разного уровня, начиная с Будды, Защитников Учения и заканчивая местными божествами, для чего им и подносятся символы чистоты – благовония и «белые подношения» - молочный чай, топленое масло и пр.
Но познания более высокого уровня оставались прерогативой буддийских служителей культа. До простого народа доходили отрывочные сведения, связанные с практической, обрядовой стороной праздника, чем они непременно старались воспользоваться. И хотя философские аспекты религии не были доступны простым людям, основное содержание праздника, такое как очищение помыслов и поступков, ожидание Божеств того или иного ранга ими были восприняты. Основное содержание праздника – желание иметь в новом году удачу, здоровье и благополучие было подкреплено и буддийскими знаниями более сакрального уровня.
Источник: С. Ч. Донгак// Некоторые исторические и астральные аспекты Шагаа. Шагаа: истоки и традиции. Материалы круглого стола, посвященного празднику Шагаа. Кызыл, 2015. – 95 с.
Последние новости
Пресс-конференция для юных журналистов в Москве
Леонид Слуцкий ответил на вопросы школьников на пресс-конференции.
Назначение нового управляющего в Социальный фонд России по Республике Тыва
С 15 ноября 2024 года новым управляющим станет Часкал Дараа.
Продление карантина в Кызыле из-за бешенства
В столице Тувы продолжаются профилактические меры после новых случаев заболевания.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований
На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Сергиевом Посаде на выгодных условиях