В селе Морен Эрзинского кожууна прошла научно-практическая конференция к 250-летию Кыргызского хурээ (Кыргыс хурээ)

Конференция, посвященная исторической дате основания одного из первых буддийских монастырей Тувы,

Конференция, посвященная исторической дате основания одного из первых буддийских монастырей Тувы, была организована учеными   Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва совместно с администрацией Эрзинского кожууна. Модератором выступил уроженец Морена, известный партийный и государственный деятель Тувы, кандидат исторических наук Алдын-оол Канзай.

Большой делегацией было представлено буддийское духовенство во главе с Камбы-ламой Тувы Гелек Нацык-Доржу. Российское значение конференции  придало участие приглашенных священнослужителей  из Калмыкии, Бурятии, Хакасии, для которых было важно увидеть и услышать исторические факты о развитии буддизма в Туве, увидеть народное единство в сохранении наследия предков.

В числе основных докладчиков на конференции стали кандидат философских наук, ученый секретарь ТИГПИ Органа Натсак, кандидат исторических наук, заведующий сектором истории Аяна Самдан, доктор религиоведения, заведующий сектором религиоведения Ульяна Бичелдей, научный сотрудник сектора религиоведения Айлаана Монгуш.

О.Д. Натсак рассказала об истории «ламского вопроса» во внутренней политике ТНР в 1921-1944 годах. В ее выступлении прозвучало, что  буддийское сообщество Тувы до начала революции 1917 года представляло собой самый образованный социально-политический блок, занимавшийся не только духовной миссией, но и экономическими делами. В частности, Кыргызский храм  был одним из самых богатых монастырей Тувы. Ламы имели внешние контакты с буддийскими центрами в Тибете и Монголии.

В первые годы образования ТНР буддизм защищался законами государства – за проявление неуважения к религии уголовным законом 1923 года можно было получить лишение свободы сроком до 6 месяцев. В целом, благоприятная обстановка продолжалась до 1925 года – именно тогда впервые заговорили о секуляризации. В Конституции ТНР 1926 года появилась норма, согласно которой государство отделялось от религии.  С тех пор в Туве начинаются кризисные явления среди духовенства, реализуется политика по дифференциации лам. Переломным, по мнению докладчика, стал 1929 год –  на VIII съезде коммунистической партии  был принят ряд решений по вопросам государства и религии. Так, было положено начало устранению духовных лиц из системы государственного управления, конфискации имущества монастырей и духовных лиц и многие другие, известные в истории Тувы события.

Доклад А.А. Самдан касался истории самого Кыргызского хурээ. Историк ознакомила присутствующих со схемой-планом монастыря, хранящимся в фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, автором которой был известный источниковед, представитель тувинской научной интеллигенции К. Т. Аракчаа (1916-2002). В свое время ученый получал образование в Кыргыс хурээ.  Аяна Самдан также сообщила, что выбором первого места Кыргызского хурээ стало место, где ныне находится с. Морен. Позже монастырь был перенесен в м. Дуганды, третьим,  наиболее подходящим и благоприятным местом, стало местечко Дазыргай у подножия священной горы Мандал в 10 км от с. Морен.

Ученый также рассказала про виды монастырских построений по монгольскому образцу: 1. Хурээ (имеют округлый вид); 2. Хит (устанавливаются у подножий гор); 3. Суме (похожие на «дуганы» построения).  И именно к первой категории относится Кыргызское хурээ, имеющее по схеме-плане  округлую форму, огражденную камнями, со входами  с четырех сторон света. Расположение храмового комплекса  напоминает мандалу (тибет. «круг», «колесо), символизирующую сферу обитания божеств. По центру комплекса в деревянном ограждении можно распознать дуганы: 1. Цогчин; 2. Чойжин; 3. Улаан (Чамзырын); 4. Цог. С южной и западной стороны 2 дугана – Маайни, Дываажан. Имеются многочисленные построения, преимущественно дома, где жили ламы, хозяйственные построения (чыза).

У.П. Бичелдей ознакомила участников конференции со сведениями о Кыргызском хурээ в протоколе Всетувинского буддийского съезда 1928 года по материалам архивного дела №11 рукописного фонда научного архива ТИГПИ.  А.В. Монгуш, Л.В. Ензак выступили по проекту «Буддийские монастыри России»: выявление места нахождения Кыргызского хурээ в местности Дазыргай. Докладчики рассказали о реализации проекта, инициированного Институтом востоковедения РАН, остановились на тувинской части проекта «Выявление и исследование объектов буддийского историко-культурного наследия Республики Тыва: создание базы данных», курируемого У.П. Бичелдей.

Участниками конференции стали также жители Эрзинского кожууна, бережно сохранившие рассказы своих предков, по крупицам собиравшие информацию о храме. Живейший интерес вызвали воспоминания известного ученого Тувы, доктора  географических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Тувы Светланы Курбатской. Уроженка села Морен, будучи ребенком, с друзьями часто играла на территории комлекса, тогда еще не разрушенного. С большим вниманием был выслушан доклад Заслуженного работника Тувы, Кавалера Ордена Буян-Бадыргы III степени и ордена Монголии «Полярная звезда», общественного деятеля  Алдын-Кыс Комбу о возрождении буддизма на территории Эрзинского района в 1990-е годы. Писатель и поэт А-К. Ч. Комбу призвала принять меры по сохранению культурного наследия.

Чрезвычайно увлекательными  стали доклады местных знатоков  истории родного края: «Сведения о Кыргызском хурээ в «Повести об Ангыр-ооле» С.А. Сарыг-оола учителя родного языка и литературы МОУ СОШ с. Морен  М.К. Баажай; «История экспозиции Эрзинского хурээ в краеведческом музее Моренской школы» краеведа Ф.А. Артына; «О прекрасном Кыргызском хурээ на Дазыргае» учителя родного языка и литературы МОУ СОШ с. Морен Л.Н. Карти; «История Дуган-Дашского хурээ» краеведа и потомка ламы-эмчи С.Ш. Сояна и других. Примечательно что, многие выступления прозвучали на тувинском языке.

По результатам конференции принята резолюция, в которой предлагается принять ряд мер по сохранению и развитию буддийского культурного наследия не только в Эрзине, но и в других районах Тувы. В числе решений – организация и проведение Управлением Камбы Ламы Тувы при поддержке ТИГПИ республиканской научно-практической конференции по истории буддийских монастырей и храмов с участием делегаций со всех кожуунов Тувы.

По завершении научно-практической конференции в рамках празднования  250-летия Кыргыс хурээ в Доме культуры с. Морен состоялась премьера спектакля «Торе солчур, тоогу артар» по постановке актера Национального театра РТ им. В.Ш Кок-оола  А.В. Даржай автора  А.Ч. Комбу.

“Круговращение Майтреи”, которое по буддийскому календарю в этом году отмечается 1 августа, у подножия г. Мандал, где находилось Кыргызское хурээ, состоялся молебен с участием духовных лиц из Тувы, Бурятии, Калмыкии, Монголии. Были организованы конные скачки, состязания по стрельбе из лука, национальная борьба «Хуреш», выставка уникальных экспонатов, найденных на месте разрушенного монастыря и хранящихся в школьном музее, праздничный концерт.

Еще больше фото по ссылкам:

ТИГПИ – ТИГИ – ТНИИЯЛИ (vk.com)

ТИГПИ – ТИГИ – ТНИИЯЛИ (vk.com)

Последние новости

Пресс-конференция для юных журналистов в Москве

Леонид Слуцкий ответил на вопросы школьников на пресс-конференции.

Назначение нового управляющего в Социальный фонд России по Республике Тыва

С 15 ноября 2024 года новым управляющим станет Часкал Дараа.

Продление карантина в Кызыле из-за бешенства

В столице Тувы продолжаются профилактические меры после новых случаев заболевания.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Усть-Илимске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *