В Туве идет бүдүү айы - завершающий месяц старого года по восточному календарю

Бүдүү айы – канун или последний месяц уходящего года. Шагаа — Новый год по лунному календарю, праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключается, в первую очередь, в очищении.

Бүдүү айы – канун или последний месяц уходящего года. Шагаа — Новый год по лунному календарю, праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключается, в первую очередь, в очищении. Бүдүү айы делится на несколько частей – духовное очищение, очищение дома, распаковка запасов к Шагаа, шитье новой одежды.

В бүдүү айы каждый человек и каждая семья должны провести обряд внешнего очищения своего аала (квартиры, дома, двора) . Эти действия называются кактаныр, арыгланыр, т.е. «трясти», «очищать» всякую грязь, скверну, которые накопились за год. Вещи из дома выносят, чистят, вытряхивают, а старое и непригодное выбрасывают. Эта уборка, в которой участвуют все члены семьи, имеет глубокий философский смысл: вычищается не столько мусор, сколько болезни и плохие мысли. Чистое жилище должно было принести благополучие и процветание его обитателям . Особое внимание уделялось и домашнему алтарю, на котором размещались культовые статуэтки бурганов. В знак уважения и почтения их моют, чистят, перед ними ставят белую пищу и зажигают лампадки.

В последний месяц уходящего года обязательным было и духовное очищение. Все помыслы и деяния, совершенные в это время, умножаются во много раз, и плохие, и хорошие, поэтому важно быть добродетельным. Также принято просить прошения и прощать самому. Чем больше добра человек делает другим, тем больше добра приходит к самому человеку и его семье. В бүдүү айы запрещалось злоупотреблять алкоголем . Так как наши предки верили, что нарушение данного запрета принесет с собой в будущем году трудности, невзгоды и болезни. Этот месяц принято проводить в кругу семьи, помогая друг другу в приготовлениях к Шагаа. Совместная деятельность в атмосфере взаимопонимания и взаимопомощи были залогом будущего благополучия семьи.

В бүдүү айы запрещалось проливать кровь животных, резать барана. Поэтому мясную пищу для Шагаа тувинцы заготавливали осенью, перед зимней перекочевкой. Данную традицию называли үүже кылыр – заготовка запаса мяса, хырбача или хырмача – мясное ассорти, замороженное в бараньем или говяжьем желудке. Для Шагаа готовят в основном вареную баранину, различные виды выпечки (боова - пресные лепешки, боорзак– печенье в виде жаренных в топленом масле кусочков теста) и белую пищу (ак чем).

К белой пище относятся различные виды молочных продуктов: сүттүг шай - молочный чай, саржаг - топленное масло, өреме - молочная пенка, быштак - пресный и прессованный сыры, курут - разные виды высушенной гущи, полученной из кислого молоко и др. Белую пищу ставили в почетной части юрты – дөр, перед буддийским алтарем, как подношение божествам.Также белую пищу использовали в обряде саӊ салыр. Важно было, чтобы праздничный стол ломился от изобилия вкусной еды. Считалось, что это залог благополучия и богатства в Новом году.

Последние новости

ЛДПР объявило 2024 год Годом сельской молодежи

Тывинское региональное отделение поддержала инициативу ЛДПР о том, что 2024 год объявлен ЛДПР Годом сельской молодежи Уже не секрет, что, заканчивая школу, сельская молодежь по большей части уезжает учиться в город,

ВС обязал суды проверять внятность банковских документов

Верховный суд РФ вступился за клиентов банков, которых ввели в заблуждение, из-за чего вместо желаемого продукта они получили совсем другой: потребитель не обязан знать все финансовые нюансы и разбираться в них,

Наши замечательные коллеги получили заслуженные награды за самоотверженный профессиональный труд от Министерства здравоохранения Республики Тыва.

Один из компонентов удовлетворенности жизни человека является любимая работа, где есть сплоченный дружный коллектив, где ценят, уважают и признают заслуги.

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *