В Туве идет бүдүү айы - завершающий месяц старого года по восточному календарю
Бүдүү айы – канун или последний месяц уходящего года. Шагаа — Новый год по лунному календарю, праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключается, в первую очередь, в очищении.
Бүдүү айы – канун или последний месяц уходящего года. Шагаа — Новый год по лунному календарю, праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключается, в первую очередь, в очищении. Бүдүү айы делится на несколько частей – духовное очищение, очищение дома, распаковка запасов к Шагаа, шитье новой одежды.
В бүдүү айы каждый человек и каждая семья должны провести обряд внешнего очищения своего аала (квартиры, дома, двора) . Эти действия называются кактаныр, арыгланыр, т.е. «трясти», «очищать» всякую грязь, скверну, которые накопились за год. Вещи из дома выносят, чистят, вытряхивают, а старое и непригодное выбрасывают. Эта уборка, в которой участвуют все члены семьи, имеет глубокий философский смысл: вычищается не столько мусор, сколько болезни и плохие мысли. Чистое жилище должно было принести благополучие и процветание его обитателям . Особое внимание уделялось и домашнему алтарю, на котором размещались культовые статуэтки бурганов. В знак уважения и почтения их моют, чистят, перед ними ставят белую пищу и зажигают лампадки.
В последний месяц уходящего года обязательным было и духовное очищение. Все помыслы и деяния, совершенные в это время, умножаются во много раз, и плохие, и хорошие, поэтому важно быть добродетельным. Также принято просить прошения и прощать самому. Чем больше добра человек делает другим, тем больше добра приходит к самому человеку и его семье. В бүдүү айы запрещалось злоупотреблять алкоголем . Так как наши предки верили, что нарушение данного запрета принесет с собой в будущем году трудности, невзгоды и болезни. Этот месяц принято проводить в кругу семьи, помогая друг другу в приготовлениях к Шагаа. Совместная деятельность в атмосфере взаимопонимания и взаимопомощи были залогом будущего благополучия семьи.
В бүдүү айы запрещалось проливать кровь животных, резать барана. Поэтому мясную пищу для Шагаа тувинцы заготавливали осенью, перед зимней перекочевкой. Данную традицию называли үүже кылыр – заготовка запаса мяса, хырбача или хырмача – мясное ассорти, замороженное в бараньем или говяжьем желудке. Для Шагаа готовят в основном вареную баранину, различные виды выпечки (боова - пресные лепешки, боорзак– печенье в виде жаренных в топленом масле кусочков теста) и белую пищу (ак чем).
К белой пище относятся различные виды молочных продуктов: сүттүг шай - молочный чай, саржаг - топленное масло, өреме - молочная пенка, быштак - пресный и прессованный сыры, курут - разные виды высушенной гущи, полученной из кислого молоко и др. Белую пищу ставили в почетной части юрты – дөр, перед буддийским алтарем, как подношение божествам.Также белую пищу использовали в обряде саӊ салыр. Важно было, чтобы праздничный стол ломился от изобилия вкусной еды. Считалось, что это залог благополучия и богатства в Новом году.
Последние новости
Пресс-конференция для юных журналистов в Москве
Леонид Слуцкий ответил на вопросы школьников на пресс-конференции.
Назначение нового управляющего в Социальный фонд России по Республике Тыва
С 15 ноября 2024 года новым управляющим станет Часкал Дараа.
Продление карантина в Кызыле из-за бешенства
В столице Тувы продолжаются профилактические меры после новых случаев заболевания.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией