Смелость и профессионализм: история Айлан Кызыл-ооловны Монгуш
Как одна медицинская сестра стала символом надежды и поддержки для военнослужащих на передовой.
Операционная медицинская сестра Овюрской ЦКБ с 35-летним стажем работы Айлан Кызыл-ооловна Монгуш известна не только в Овюре, но и за его пределами. После годичной службы в медико-санитарной роте, она стала известна всей прифронтовой зоне ЛНР, включая командующий состав, простых солдат и медиков. «Это была реальная служба с построениями, строевым маршем, приветствием по форме и с солдатским питанием», - вспоминает она.
В свои 58 лет Айлан Кызыл-ооловна заключила контракт на службу в медико-санитарной роте, проявив смелость и решимость. Она отправилась в Ханты-Мансийск вместе с коллегой, врачом-анестезиологом Лизой Аясовной Бимба, но их пути разошлись. Привыкание к новой обстановке и новым людям было непростым, но Айлан не привыкла сдаваться. Позже она подружилась со всеми и научила пить тувинский чай.
«Было много и наших тувинских парней, помогала, как могла, – вспоминает она. – Кому-то носки свои шерстяные отдала, кому-то помогла документы быстрее оформить, чтобы направить на лечение дальше или в отпуск домой, уделяла чуть больше внимания во время работы... Помогать надо, иначе – никак».
Военнослужащие из нашей 55 бригады называли её по-своему, по-родному «угбай». Они делились запасами из дома и поддерживали друг друга, как могли.
Несмотря на то, что ей, как женщине в возрасте, не давали поблажек, Айлан Кызыл-ооловна побывала и на передовой, вытаскивая ребят из поля боя. Ей приходилось жить в блиндаже под гром взрывов. Благодаря своей доброжелательности, смелости и профессиональным навыкам, она быстро завоевала доверие и уважение командиров и коллег.
Большую часть из 35 лет работы в Овюрской ЦКБ она работала самостоятельно из-за отсутствия врача-хирурга. Этот опыт оказался полезным в военном приграничье, где ей приходилось подсказывать молодым неопытным хирургам.
«Почему-то туда, где я служила, не доходила гуманитарка из Тувы, - переживает она. – А ребятам часто и одежда нужна, так как после боя она часто приходит в негодность».
«Условия там тяжелые, климат непривычный, вода не такая, как у нас, - рассказывает Айлан. – Питьевую воду приходится экономить, помыться не удавалось иногда и неделями, а если получалось затопить баню, у некоторых появлялась аллергическая реакция. Выручают влажные салфетки. Что заметила, наши мальчики очень чистоплотные, несмотря на тяжелые условия».
Когда её спросили, как же родные отпустили её, Айлан Кызыл-ооловна ответила просто: «Я им ничего не сказала». Муж, инвалид II группы, находился на лечении в Кызыле в момент её отъезда, а дети выросли и живут отдельно. Это после они переживали, но всё хорошо, что хорошо заканчивается…
Что касается высокой зарплаты, то оказалось, что в разных местах размер оплаты отличается, и не везде всё так, как кажется.
После окончания срока контракта в декабре прошлого года её не хотели отпускать, но, как говорит сама Айлан, так далеко от родного Овюра больше находиться не могла. Она отказалась от присвоения военного звания, посчитав, что оно ей ни к чему.
Айлан Кызыл-ооловне присвоен статус ветерана боевых действий. Недавно ей вручили почетное звание заслуженного работника здравоохранения Республики Тыва.
Последние новости
Лекция о финансовой грамотности в Кызыле
Помощник прокурора обучает студентов безопасному поведению в интернете.
Компенсации для журналистов, пострадавших в зоне СВО
ЛДПР предлагает финансовую поддержку для защиты свободы слова
Новые инициативы правительства Тувы в области социального развития
Правительство Тувы объявило о ряде новых мер для улучшения социальной инфраструктуры.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку